«Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Жалтыр ауылының № 3  жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 3 села Жалтыр отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области»

Әлеуметтік желілер

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«Пути к вершинам педагогического мастерства»

21.12.2018

Коучинг для молодых учителей

«Пути к вершинам педагогического мастерства»

Цель:

создание условий для полноценного проявления профессиональной компетентности

молодых учителей на основе педагогического общения, развитие инициативы и

творчества педагогов.

Задачи:

-       

Создание образа современного учителя.

-       

Формирование понимания взаимосвязей

различных стилей преподавания с возможностями и путями развития обучающихся.

-       

Обсуждение способов достижения

мастерства и путей его демонстрации.

Планируемые результаты:

выработка эффективной модели компетентного учителя.

Ход  коучинг-сессии:

Организационный момент.  Участники делятся  на 3 группы для дальнейшей работы.

 

Слайд 1.

- Сегодня я предлагаю вам поработать по теме «Пути к вершинам педагогического мастерства».

Данная тема достаточно широкая, попробуем обозначить границы сегодняшнего коучинга.

Что вы ожидаете узнать, оказавшись здесь?

 

Слайд 2.

Задание

«Портрет идеального учителя»

Попробуем

составить портрет современного учителя на постере, образ которого рассмотрим через набор важных качеств идеальной

модели учителя. Защита постеров. Давайте на постер добавим Рейтинг важности профессиональных навыков.  Защита постеров.

Слайд 3-4.

-

Каким вы представляете имидж современного учителя? Имидж – это что?

Ответы.

-

Ваш внутренний мир и внешний образ будут выражать ваш имидж.

Первостепенной

составной частью имиджа педагога является визуальная привлекательность. Как

говорят в народе: встречают по одежке, провожают по уму.

- Что входит в визуальную привлекательность?

Работа по слайду.

- Давайте проверим, насколько вы понимаете требования

современной школы к внешнему виду учителя. Кто может сформулировать общую идею

о том, какая одежда соответствует требованиям, предъявляемым учителю обществом

и нашему идеальному видению педагога?

 (общая идея должна

заключаться в том, что в одежде «для уроков» предпочтение, отдается

классическим, строгим костюмам. Для педагогов-женщин допустимо элегантное

платье, брючный костюм, традиционный пиджак с юбкой).

При выборе одежды важную роль

играет и цветовая гамма. Не стоит проводить урок в одежде огненно-красного или

оранжевого цвета. Лучше предпочесть костюм традиционных серого, бежевого,

синего, цвета кофе с молоком. Украшения необходимо ограничить минимальным

количеством, допустимы небольшие аккуратные серьги, тоненькая цепочка, одно

кольцо без ярких камней.

- Важной частью имиджа педагога

является его красноречие. Речь должна быть гибкой, выразительной и

оригинальной.

Слайд 5

- Рассмотрим образ идеального

современного педагога глазами администрации.

Работа по слайду.

Слайд 6

- Глазами учащихся идеальный

педагог – анализ характеристик на слайде.

Слайд 7

- Родители считают идеального

педагога – анализ слайда.

 

Если отобрать из всех слайдов самые

значимые качества учителя, то  мы получим

портрет идеального педагога.

 

Работа в группах:

 

Слайд 8

- А теперь давайте определимся

со стилем общения, который характерен для идеального, на ваш взгляд, педагога.

Общепринятой классификацией стилей педагогического

общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный Признаки

всех трех стилей педагогического общения, вы наверняка, видели у коллег,

работающих с вами. Изучите характеристики каждого из них, cоставьте SWOT-анализ.

 

Положительные факторы

Негативные 

факторы

Внутренняя среда

Сильные

стороны - Strengths (характеристики коллектива или проекта, являющиеся

преимуществами перед другими компаниями в отрасли)

Слабые

стороны -Weaknesses (характеристики, ослабляющие компанию или проект)

Внешняя среда

Возможности - Opportunities

(внешние потенциальные возможности, т.е. факторы, которые могут помочь

достичь цель)

 

Угрозы

- Threats (внешние потенциальные угрозы, т.е. факторы, которые могут стать

препятствием на пути  достижения цели)

 

Демократический стиль общения

Наиболее эффективным и оптимальным

считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий

контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель

стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и

наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки.

Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том,

как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет

признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует

умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В

группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические

тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских

взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический

стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и

воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает

понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Авторитарный стиль общения

Педагоги с авторитарным стилем

общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по

отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в

отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание

— основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только

послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их

однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к

конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым

неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога

часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с

одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их

индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к

авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая

детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно

достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в

позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние

незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит

потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как

инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как

недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный стиль общения

Для либерального воспитателя

характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в

принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой

педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время

способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным

требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей.

Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем

зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в

плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в

глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений,

в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников

как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Стиль педагогического общения как

одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным

биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на

основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования

системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля

общения предрасполагают определенные личностные характеристи­ки. Так, например,

люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к

авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты

личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность,

чуткость и внимательность к людям.

Исследования показали, что после

ушедшего педагога-«автократа» в группу не рекомендуется назначать «либерала», а

после «либерала» — «автократа» — возможно. «Демократа» можно назначить после

любого предшественника.

   

Афиширование

работы.

Фундамент педагогического

мастерства охватывают такие составляющие как: личность педагога (в т.ч.

темперамент и стиль педагогического общения, о котором мы говорили), его

знания (как полученные в институте, так и приобретенные самостоятельно

в результате самообразования и саморазвития) и педагогический опыт (в

ходе которого отрабатываются навыки работы, общения с детьми, использования

различных технологий, методов и приемов).

Мастером не рождаются, им становятся, и опыт, а так же

систематическое самосовершенствование в профессии играют, на мой взгляд, одну

из важнейших ролей.

Работая по направлению развития

собственного мастерства, каждый педагог выбирает для себя инновационные

технологии, методы и приемы, работая с которыми он ощущает себя наиболее

комфортно и получает максимальный результат.

- Я

предлагаю группам перечислить технологии, которые используются в

образовательном процессе.

- Учителю-мастеру важно уметь

эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству

коллег, таким образом,  профессионально развиваясь.

-

Как

вы думаете, каким образом можно это сделать?

·        

выступление на семинарах, конференциях,

методических объединениях, круглых столах;

·        

проведение открытых уроков,

мастер-классов, практикумов, педагогических мастерских;

·        

размещение методических материалов в

сборниках, журналах, педагогических сообществах Интернет, на собственном сайте;

·        

рецензирование и издание собственных

методических разработок: программ, уроков, методических рекомендаций и т.д.;

·        

участие в профессиональных конкурсах и

конкурсах методических разработок;

·        

размещение материалов по обобщению

опыта педагога в банке педагогического опыта.

·        

Кроме этого, наилучшим способом,

подтверждающим мастерство педагога, являются результаты участия обучающихся в

олимпиадах и конкурсах различной направленности, а так же результаты

государственной итоговой аттестации.

 

Слайд 9

Притча о кофе

Приходит к отцу молодая девушка и говорит: 

- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все

время плыву против течения, у меня нет больше сил... что мне делать? 

Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в

одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью

насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и

налил в чашку кофе из 3 кастрюли. 

- Что изменилось? - спросил он свою дочь. 

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она. 

- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи.

Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой.

Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь

изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных

обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать

слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут... 

- А кофе? - спросила дочь 

- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной

среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть

особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами

обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и

знания из ситуации...

- А эти

особые люди, профессионалы своего дела – педагоги -  мы с вами.

- Педагог – ключевая фигура в образовании. Будущий и

сегодняшний интеллектуальный потенциал общества, образовательной системы,

отдельного образовательного учреждения зависит от профессиональной

компетентности, творчества, социальной активности педагога, наличия у него

стимулов для самоотдачи в работе и самообразовании, то есть от его

индивидуально-личностных качеств.

слайд 10-11

Памятка

молодым педагогам, наказ молодым педагогам

Памятка

§    

Приходите к кабинету

за несколько минут до звонка, чтобы убедиться, все ли готовое к уроку, хорошо

ли расставлена мебель, подготовлена наглядность. Заходите в класс последним.

Приучайте учеников, чтобы они организованно поприветствовали Вас. Старайтесь

показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока,

стремитесь к тому, чтобы на это шло каждый раз все меньше и меньше времени.

§    

Энергично начинайте

урок. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашней задачи?» - это приучает

учеников к мысли, что домашнее задание можно не выполнять.

§    

Привлекайте учеников

интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным

напряжением.

§    

Чаще обращайтесь с

просьбами, вопросами к тем ученикам, которые занимаются на уроке посторонними

делами.

§    

Указывайте ученику,

над чем ему следует поработать, чтобы получить высшую оценку.

§    

В конце урока дайте

общую оценку классу и отдельным ученикам. Пусть дети ощутят удовлетворение от

результатов своей работы. Старайтесь замечать недисциплинированных учеников, но

не делайте это весьма часто. Заканчивайте урок сразу после звонка. Напомните об

обязанностях дежурного.

§    

В случае

недисциплинированности учеников старайтесь обходиться без помощи других.

Помните: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст вам пользы, а

быстрее навредит. За поддержкой лучше обратитесь к классу.

 

слайд 12

Рефлексия и заключение

Продолжи «Сегодня на коучинге я…»

(составь 1 предложение)

- Современное образование

нуждается в успешных педагогах. Только успешная личность сможет воспитать

личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей. И

на данном этапе своего профессионального пути, вы должны понимать, что многое

зависит именно от вас и от вашего желания.

Я желаю каждому из вас никогда не останавливаться на пути

совершенствования собственного мастерства, не смотря на то, что этот путь  бесконечен; я желаю каждому из вас

любить детей и школу, ведь без этого просто не справиться с поставленной

задачей.

Подведем итоги нашего

мастер-класса:

1.     

Несмотря на все трудности и неудачи, не падать

духом.                                  

2. Быть оптимистом, излучать счастье, доброту передавать

другим людям улыбкой.                                                        

                                                           3.

Быть успешными и профессионалом своего дела.

 

Слайд 13

 

Всем спасибо за продуктивную

работу, надеюсь, что это время вы провели с пользой для себя. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 326

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст