«Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Жалтыр ауылының № 3  жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 3 села Жалтыр отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области»

Әлеуметтік желілер

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Строение цветка. Биологическая роль соцветия. Открытый урок 6 класс.

24.11.2017

Дата:      16.11.17                                                                                   Класс: 6   Урок 20

Тема: Строение цветка. Биологическая роль соцветия.

Лабораторная работа № 14  «Рассмотрение строения цветка».

Цель урока: Учащиеся знают особенности строения цветка, могут установить связь

строения цветка с выполняемой функцией. 

Ожидаемые результаты:

- знают строение цветка и функции его частей.

- умеют сопоставить части цветка с выполняемыми ими функциями.

- понимают  биологическую роль цветка.  

- применяют полученные знания при выполнении заданий.

Тип урока: изучение новой темы.

Время

Ход урока

 

Наглядность, ресурсы

5 мин

1.                 

Организационный момент. Приветствие учеников.

Загадка:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.                  

( ЦВЕТЫ)

Озвучивание темы и целей урока.

Тема нашего урока: «Строение цветка» (слайд 1). Мы познакомимся со строением цветка, рассмотрим его части, выполним лабораторную работу.

Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.

Цветочный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб сегодня отличиться,

Надо очень потрудиться.

Уметь мыслить, рассуждать,

По чаще руку поднимать.

Ребята, наверное, все на свете в любое время года

очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и

зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее

цветов.

Цветы зачастую становились предметом вдохновения для

многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные

произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.  

Перед

вами листок и карандаши. Я попрошу вас нарисовать свой любимый цветок.

Во

время работы учеников звучит музыка “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”

Чайковского П.И.

-

Рассматриваем работы в пределах своей группы, что общего и различного в

изображении цветов?

-

Одинаковы ли цветы? А чем они отличаются? А что у них общего?

(разнообразие

цветков по форме, окраске, размерам, строению)

-

Давайте докажем, что цветы, какими бы разными они не были, имеют одинаковое

строение.

Видеоролик “Вальс цветов”

 

20 мин

2.                

Изучение новой темы.

- Объяснение учителя по плану.

Эвристическая беседа с активным вовлечением детей в диалог. Просмотр

слайд-презентации и видеоролика из электронного учебника. Использование  наглядности.

Повторение.

Органы

цветкового растения. Вегетативные и генеративные органы  (слайды

2, 3).

- Как вы думаете для чего растениям цветок?

(Это генеративный орган, то есть орган полового размножения).

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА. Просмотр фрагмента видеоролика «Цветок».

1.Цветоложе и цветоножка (слайд 4).

Ось цветка – называется цветоложем.

Цветоложе, разрастаясь, принимает различную форму плоскую, вогнутую, выпуклую, полушаровидную, конусовидную, удлиненную, колончатую. Цветоложе внизу переходит в цветоножку, соединяющую цветок со стеблем или цветоносом.

Работа в тетради: Начинаем составлять схему «Части цветка» (слайд 5).

2.Околоцветник, самая красивая часть цветка, состоит обычно из ярко

окрашенных крупных лепестков, которая служит для привлечения

насекомых.

Околоцветник состоит из лепестков, который составляет венчик растения. И из мелких листочков чашелистиков, которые составляют чашечку  (слайд 6).

Работа в тетради: Продолжаем работать со схемой «Части цветка», описываем околоцветник  (слайд 7).

Чашечка образует наружный круг околоцветника. При

распускании цветка в некоторых случаях чашечка опадает, но чаще сохраняется и во время цветения.

Чашечка выполняет следующие функции:

1) защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона.

2) в зеленых чашелистиках протекает процесс фотосинтеза.

Венчик содействует опылению цветка, привлекая насекомых-опылителей. Благодаря яркой окраске лепестков, венчик способен отражать солнечные лучи, предохраняя главные части цветка от перегрева. Закрываясь на ночь, венчик создает своего рода камеру, препятствующую охлаждению цветка или повреждению его холодной росой.

Пестик – часть цветка, образующая плод (слайд8).

1.Пестик подразделяется на (слайд 9):

  • Рыльце - верхняя часть из особой ткани, служит для улавливания пыльцы.
  • Столбик и завязь - нижняя расширенная часть, в которой созревают женские гаметы – яйцеклетки.

Из пестика цветка развивается плод с семенами.

2.Тычинка состоит из (слайды

10, 11):

  • Тычиночной нити, с помощью которой она крепится к цветоложу.
  • Пыльника, прикрепленного к ее верхушке.

Если тычиночной нити нет и пыльник располагается

прямо на цветоложе, он называется сидячим.

Пестик и тычинки

– главные части цветка, в них образуются половые клетки –

гаметы.

Пестик и тычинки участвуют в процессах опыления и

оплодотворения и максимально соответствуют успешному протеканию этих процессов.

Более подробно этот вопрос будет рассмотрен при изучении темы «Половое размножение растений».

Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки (слайд 12). Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – это пестичные, или женские, цветки, а другие – только тычинки, это тычиночные, или мужские, цветки. Такие цветки называют раздельнополыми или однополыми (слайды 13, 14).

Бесполыми называют такие цветки, у которых отсутствуют все главные части: и тычинки, и пестики.

Они выполняют только функцию привлечения насекомых-опылителей к другим цветкам, в которых главные части имеются. Бесполые цветки есть в соцветиях василька, подсолнечника и других растений.

Двудомные и однодомные растения (слайды

15, 16).

Работа в тетради: Продолжаем работать со схемой «Части цветка», описываем главные части цветка  (слайд 17).

ПОВТОРЕНИЕ: СХЕМА «СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА»

(слайд 18).

Физминутка

Вместе по лугу идём

Не спешим, не отстаём…

Вот выходим мы на луг

Тысячи цветов вокруг

Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер

Расстилается ковёр и направо, и налево,

Чтоб нарвать цветы в веночек, наклоняйтесь до

носочков

Раз цветок, два цветок,

А потом сплетем венок…

- Ребята, только что мы с вами нарвали воображаемых

цветов и сплели девочкам веночки на голову. Как вы думаете, сколько вы сорвали цветов на один венок? Примерно 32 - 34…  А сколько девочек в вашем классе? Сколько цветков они сорвали для своих венков?

- А какие последствия нашего восторга от сплетенных венков ожидают целую природу?

Народная мудрость гласит « Кто выращивает цветы, тот

приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы и преумножении естественных богатств. Прекрасные  представители флоры, к сожалению, убывают, и от нас с вами зависит не дать им исчезнуть навсегда.

Но мало кто из вас задумывался о том, что за время

существования человечества наша планета потеряла более 50 % своего

растительного покрова. Сотни видов растений исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения.

Слайдовая презентация, электронный

учебник: «Цветок»

(Время 04:38), макеты цветов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

3.                

Закрепление нового материала.

Первичное закрепление материала (работа по карточкам).

Работа в группах. Деление на

3 группы «Кому какая конфета досталась!». Группы придумывают себе тематическое название.

Практическое задание:  установите соответствие частей цветка по их описанию.

Название частей цветка

 

Ответ

Описание

1)Цветоножка

Д

А) Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для

опыления.

2)Цветоложе

Е

Б) Женский орган размножения. Из завязи пестика

развивается плод.

3)Чашелистики

Г

 

В) Мужской орган размножения.

4)Лепестки

А

Г) Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.

5)Тычинки

В

 

Д) Прикрепляет к стеблю.

6)Пестик

Б

Е) Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и

пестик.

Самопроверка групповой работы по критериям. Ответы

выводятся на экран (слайд 19):  

        Норма — нет ошибок — «5»

        1–2 — оценка «4»

         3–4 — оценка «3»

Формативное оценивание работы учащихся на уроке по результатам самопроверки с комментариями.

Вторичное закрепление материала (лабораторная работа)

Начать выполнять лабораторную работу  № 14 в  тетради для лабораторных работ (стр.

17). Оценка  выставляется по результатам проверки работы.

Резервное время: Цветки рекордсмены (слайд 21-23)

 

Карточки с заданием для работы в группе.

 5 мин

Домашнее задание (слайд 20). 

§ 20, 21, закончить лабораторную работу.

Рефлексия. Дать ответ «Верно-неверно».

  1. Чашечка в большинстве случаев красного цвета (неверно, зеленого).
  2. Пестик– женская часть цветка, из которой развивается плод (верно).
  3. Тычинкаостоит из рыльца, столбика и завязи (неверно, тычиночной нити и пыльника).
  4. Одна из функций лепестков – привлечение насекомых-опылителей (верно).
  5. Часть стебля под цветком называется цветоножкой (верно).

 

 

Просмотров: 426


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст